ВПЕРЕДИ АТТЕСТАЦИЯ

  Курсы. День первый.  Выяснили "зачем мы здесь?" Оказалось, что "аттестация" и "портфолио"  волнует  большое количество музыкантов. В результате, группа " Впереди аттестация" в большинстве!И вот мы! Аплодисменты!!!

Добавьте подпись
Старались обозначить нашу проблему и пути ее решения. Кажется получилось неплохо.
Впереди  тот , кто умеет не только увлечь деятельностью, но  правильно и интересно ее организовать.

Профессиональный стандарт педагога  в лице музыкального руководителя ДОУ - это СОЛНЦЕ.


Учеба учебой, а обед по расписанию....
 Курсы. День  второй. О это ФГОС!!!!!!! А что это?  А как с ним работать?
 Каковы общие его  положения? Какие требования к ООП ДО? Какой результат заложен ?   
 С  " Требованиями к условиям реализации ООП ДО" группа " Впереди  аттестация"  ЛЕГКО разобралась.       
                                                                                                                                                                                                                                                              


Мы составили интеллектуальную карту или "кластер"  и стали выяснять, а "правильно ли я думаю?"

   В результате  плодотворной работы отчетливо представилась   структура ФГОС.  Выяснили "требований" много , а  мониторинг "результатов" под вопросом....
  Будем осуществлять  мониторинг "музыкальной культуры" ребенка.
                                  
Думали  "ВСЕ"..., да не тут-то было........, а как же  пространственная среда?
 Ознакомившись с требованиями к развитию предметно-пространственной среды,  к общему удивлению  сами    описали  музыкально-развивающую предметно-пространственную среду ДО.
Предметно-пространственная среда музыкального зала.

    Мы выстраиваем музыкальную предметно-пространственную среду с учетом требований ФГОС, которая способствует развитию детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями развития каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности. Например: музыкально-дидактические игры, атрибуты для движения под музыку и т.д.
     Развивающая среда обеспечивает реализацию образовательных  программ: комплексной программы «Ладушки» И. Каплуновой,  И. Новоскольцевой, парциальную «Музыкальные шедевры»  О.П. Радыновой.
    Учитывает национально-культурные и возрастные особенности – это элементы костюмов, инструменты для проведения фольклорных праздников.
    Наша предметно-пространственная среда является содержательной, насыщенной различными игрушками, инструментами, пособиями.
    Позволяет трансформировать пространство в зависимости от образовательной задачи и интереса детей, даёт возможность разнообразно использовать различные предметы
Например, зонтик с малышами используется  как атрибут к игре, у старших детей в качестве карусели  и т.д. и т.п..
    Предполагается полифункциональость предметно-развивающей среды, вариативность – используем элементов костюмов в разных видах деятельности.
 Например,  шапочки для музыкальной игры, используются  для музыкальных упражнений или танцев и т.д. и.т.п.
      Среда музыкального зала отвечает такому требованию, как доступность, безопасность.
 Например, предусмотрены средства пожарной безопасности и др.

Хотя мозги и "закипели", но чувство творческого удовлетворения присутствовало.
Толи еще будет! Ой- ой-ой!

Курсы. День  третий.

Начали с проверки домашнего задания.    Рассмотрели структуру и вид   плана работы музыкального руководителя  с воспитателями ДОУ. Уточнили формы сотрудничества  педагогов ДОУ.  Составили свой план работы музыкального руководителя  с воспитателями и родителями.

Месяц
Методическая работа и взаимодействие с педагогами
Работа с родителями
Сентябрь
 Определить содержание индивидуального маршрута развития ребенка по разделу «Музыкальное воспитание» для воспитателей групп.
1. Провести анкетирование «Музыкальное воспитание в семье» с целью: выявить музыкально заинтересованные семьи.
2. Посещение родительских собраний «Знакомство с планом работы по музыкальному воспитанию детей»
Октябрь




1. Педагогическая шпаргалка: «Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ».
2. Индивидуальные консультации «Подготовка к празднику осени – орг. моменты»
1. Осенины. Привлечение родителей к изготовлению р.н. костюмов
2. информационный стенд. «Что такое музыкальность?»
Ноябрь
Индивидуальные консультации «Подготовка к Дню матери – орг. моменты».
Обсуждение сценария Новогоднего  праздника.
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и декораций к празднику.
Декабрь
1.Консультация «Построение и проведение праздничных утренников для детей раннего и младшего возраста»
2. Репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам.
1.Просвещение родителей в музыкальном уголке «Как организовать досуг на зимних каникулах».
2. Привлечение к изготовлению костюмов к новогодним утренникам.

Январь
Индивидуальные консультации с воспитателями: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»
1. Папка-передвижка « Ваш ребенок любит петь?»
2.Памятка « Как слушать музыку с ребенком?»
Февраль
1.Провести консультацию «Фольклор как развитие творческих способностей детей»
2.Подготовить перечень репертуара для свободного прослушивания.

1. музыкально – спортивный праздник с участием пап, посвященный Дню защитника Отечества.
Март
1.               Проведение праздников.
2.               В помощь воспитателю подготовительной группы «Музыкально-дидактические игры» 
1.Обновить информацию в музыкальных уголках на тему «Музыка и здоровье»
Проведение праздников 8 марта.
Апрель
круглый стол «Музыкотерапия»


Май
Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на летний период.
 Индивидуальные консультации «Подготовка к выпускному, отчетному концерту – орг. моменты»
Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех возрастных группах.


 Порадовались за   коллегу - отличницу,  Олечку Косаткину  ( группа" Оптимисты")
Посмеялись  над  шуткой -  "Бубны отменили?!"
Только расслабились....        Опять мозговой штурм!
 Что мы знаем о рабочей программе педагога ДО?.... А что узнали? 
Узнали:
- часть программы может быть представлена в виде ссылки на соответствующую методическую литературу;
        - презентация для родителей и планирование идет как приложение к рабочей программе;
    -программа должна учитывать специфику национальных, социокультурных и иных условий;
-  должна  включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы.

Огорчились, что авторских программ еще нет. Работали над рабочей программой  музыкального руководителя ДО.   Теперь  знаем, что рабочую программу  музыкального руководителя     следует составлять точно по представленной структуре    и   разделам (целевой, содержательный и организационный).    Вычленили   наши приоритеты.



 " Что такое   "Музыкальная культура?""- вопрос конечно интересный, но  как осуществить мониторинг музыкальной культуры дошкольника, еще интересней. По каким критериям и показателям? 

  Вспомнили, что основой музыкальной культуры является   эмоциональная отзывчивость. Компоненты  музыкальной культуры представлены  в системе  О.П. Радыновой.
Общими усилиями  разработали показатели критериев уровня  сформированности музыкальной культуры.

Критерии оценки уровня сформированности  музыкальной культуры у детей старшей группы.
  

Эмоциональная отзывчивость
показатель
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Продолжительность внимания.

Внимательно слушает музыкальное произведение до конца.
Не может внимательно дослушать музыкальное произведение до конца.
Продолжительность внимания низкая.
Моторно-двигательные реакции.
Движения соответствуют характеру музыки. Проявляет творчество и инициатив
Движения под музыку не всегда соответствуют характеру музыки.
Движения под музыку не соответствуют характеру музыки
Интонационный  опыт восприятия музыки
Наличие любимых произведений, вокализация.
Имеет любимые песни, способен исполнять песню сольно. Самостоятельно исполняет песни в свободной деятельности, дома. Пробует вокально воспроизводить мелодию любимого музыкального произведения
Имеет любимые песни, с удовольствием исполняет их с помощью педагога.
Нет любимых песен, нет желания петь.
Интерес  к музыке
Просьба повторить
С удовольствием слушает и выражает желание послушать музыку еще раз
Иногда проявляет желание послушать музыку вновь.
Слушает без интереса, отвлекаясь.
Наличие любимых произведений
Имеет любимые произведения, с интересом их слушает и высказывает свои мысли.
Слушает музыку с интересом, но назвать любимое произведение затрудняется.
Не проявляет интереса.
Желание слушать музыку
С удовольствием слушает музыкальное произведение
Слушает музыку, но  без интереса, затрудняется назвать любимое произведение
Не проявляет интереса к слушанию музыки

Встал вопрос: " Так для чего нужна диагностика в ДО? "  Ответ очевиден:: "Для корректирования работы  педагога". 
Надо отметить, что день прошел быстро.  Все  рассматриваемые темы относились  к аттестации. Вперед к аттестации!!!







                                                               Курсы. День  четвертый



Сегодня  мы подошли к  рассмотрению  музыкальных  методов образования. Вспомнили основные из них.. Получили задание:  описать    музыкальные методы,   которые использует музыкальный руководитель своей  в работе.
Сказано - сделано!
Художественно-практический метод.
При использовании в работе художественно-практического метода, который связан с двигательными реакциями и  действиям  ребенка в процессе общения с музыкой, отмечаем, что  активно выполняя определенные действия под музыку(движение под музыку, вокализация, игра на музыкальных инструментах, театрализация, ритмопластика) ребенок более глубоко и осмысленно чувствует характер музыки, имеет возможность проявить творчество, что позволяет более продуктивно и эффективно привить интерес, любовь к музыке, что соответствует приоритетным направлениям ФГОС.
Наиболее эффективно проходит  такая работа, при использовании этого метода  на нескольких занятиях.
Пример.
При восприятии  знакомого музыкального   произведения П.И.Чайковского   «Подснежник» ,
На первом этапе  предлагаем  детям передать в движении образ появления подснежника, его рост, раскрытие бутона, так как ритмопластика  позволяет детям проявить творчество( придумать свои движения), научиться координировать свои движения, в соответствии с музыкой, развить пластику, моторику.
На втором этапе детям предлагается выбрать инструменты, по их мнению отражающие образ произведения и настроение музыки и озвучить произведение инстрементами.
На третьем этапе дети выполняют движения . Делятся на группы – музыкантов и танцевальную группу. Музыканты выбирают инструменты, танцоры – предметы, с которыми танцуют (ленты, цветы, шарфы). Так же можно предложить дома нарисовать иллюстрацию к музыке совместно с родителями. Это позволит  приобщить родителей к развивающему процессу, развить у детей творчество, коммуникативность, создать доброжелательную  атмосферу. 








Конечно  не обошлось без замечаний, но не ошибается тот, кто ничего не делает.


Затем подошли к вопросам : " Что такое педагогическая технология образования?"  и "Чем она отличается от методики?"   Методика -"чему и как учить", а технология - толь" как учить".  Выделили какие бывают технологии дошкольного воспитания.  Одну из них испытали на себе: " Мозгадаптиравание"- чем труднее задание, тем быстрее идет развитие ( Занков). "Задание" не заставило себя долго ждать, мозги зашевелились, и мы составили  свои
педагогические технологии.


Технология разучивания песни.
1 этап. 1-2 занятия. Ознакомление с песней.
Подготовка к  восприятию, слушание песни, беседа, иллюстрационный показ, исполнение песни педагогом.
Задача. Заинтересовать, познакомить с новой песней, вызвать желание исполнить эту песню, вызвать эмоциональный отклик.
Методы: подготовить к прослушиванию песни, слушание.  Беседа о характере и по содержанию песни. После повторного слушания, на втором занятии предложить детям подпевать припев, слова, которые услышали.
2 этап. 3-5 занятие. Разучивание песни.
Задача. Формировать певческие навыки ( чистоту интонирования мелодии, работа над дыханием, дикцией), разучить слова. Проработать динамические оттенки.
Работать над разучиванием текста – проговаривание, продевание трудных, незнакомых слов, научить одновременно  начинать и заканчивать песню. Должны научиться петь слаженно, правильно интонировать мелодию песни, правильно исполнять слова, окончания.
Приемы: продевание мелодии вокализом, прохлопывание ритмического рисунка, выкладывание на фланелеграфе,  показ рукой движение мелодии, пение по музыкальным фразам.
3 этап. 6-8 занятие. Заключительный.
Задача. Научить детей  открыто демонстрировать  понимание о чем поют.
Приемы:  Пение по подгруппам (дети распределяются на группы по своему желанию), цепочкой,  индивидуально, солистами. Узнавание  песни по вступлению, мелодии, фрагменту, ритму, словам  песни.  Инсценирование песни, исполнение без музыкального  сопровождения, сопровождение песни игрой на музыкальных инструментах (самостоятельный выбор инструментов), оценивание пения друг друга.
Результат. Самостоятельное исполнение песни, демонстрируя свои эмоции и понимание о чем поют. Желание исполнять песню в самостоятельной деятельности.

Технология формирования  музыкального восприятия.
 1этап. 1 занятие.
Подготовка к восприятию.
Задачи:  Организовать внимание ребенка.
Методические приемы: Словесный рассказ, рассматривание иллюстраций,
показ портрета композитора, игрушки.
2 этап.
 Целостное восприятие музыкального  произведения.
Задачи:  Научить определять характер музыкального произведения. Работать над формированием умения высказываться о прослушанном отвечая на вопросы: «Какое настроение передает музыка?», « О чем рассказывает музыка?», « Как рассказывает музыка?»
Методические приемы: Выразительное исполнение музыкального произведения. Вопросно-ответная форма.
 3 этап. 2 занятие.
 Слушание и узнавание   музыкального произведения после его   исполнения.
Задачи: Расширять представления детей о форме и жанре. Учить детей выделять из общего музыкального произведения  части. Формировать музыкальное мышление. Формировать словарь эстетических эмоций.
Методические приемы: Вопросно-ответная форма ( карточки, моторно-двигательное уподобление) Расширять представления детей о форме и жанре.
3 занятие.
Слушание  музыкального произведения в исполнении  одного музыкального  инструмента и оркестра  (сравнение). Оркестровка .
Задачи:   Научить детей узнавать музыкальное произведение  в различном исполнении, выбирать музыкальные  инструменты, в соответствии с    характером  музыкального произведения.
Методические приемы: Поисково - познавательный метод.
4 занятие.
Задачи:   Работать над закреплением умений  узнавать музыкальное  произведение  по фрагменту, запоминать и называть его композитора, проявлять желание  прослушать музыкальное произведение  еще.
Результат: Дети научаться  внимательно слушать музыкальное произведение до конца,
 узнавать его,   определять характер, жанр, форму, называть композитора, выполнять оркестровку.


            И здесь не обошлось без замечаний..... ( причем даже от "всезнающих" коллег)
                 Мы, конечно,  " сильно замахнулись", но тяжело в учении - легко в бою!


 И как обычно, в конце   нашей непосредственно образовательной деятельности,   была проведена рефлексия.:
-что вы делали?                                                             
- зачем вы это делали?
                 - как вы себя  сейчас чувствуете?
 Отвечаем:  " Чувствуем себя хорошо. Полет проходит нормально! Летим вперед к аттестации!"

                                               Курсы. День   пятый

   Сегодня мы закончили работу с Екатериной Алексеевной Гарник.

 Этот   умный, творческий, яркий,  эмоциональный  человек - профессионал,  сумел, за такой короткий  срок, вложить в наши     светлые головы столько новой информации, что  просто удивительно!
 Спасибо! Желаем успехов в работе ВАМ.... и себе!



Комментариев нет:

Отправить комментарий